Все о Mercedes
Добро пожаловать на сайт о Mercedes!

Живая легенда Mercedes-Benz 300SL

Лучший спортивный автомобиль века, живая легенда, знаменитое купе. В России эти эпитеты показались бы чересчур громкими по отношению к любому зарубежному автомобилю-ветерану, но только не к этому: модель известна почти у нас всем. Машине повезло – в свое время она смогла преодолеть «железный» занавес. Помните фильм «Мертвый сезон»? Известным актерам Донатасу Банионису и Ролану Быкову ассистировал еще один персонаж – серебристый спортивный автомобиль с кузовом купе. И сколько бы раз ни показывали известный советский боевик, диковина с открывающимися вверх дверями неизменно привлекала внимание.

Встреча в дождливый сезон.

Щелкнул замок, и дверь легко поднялась вверх. Протягиваю руку в салон, чтобы откинуть рулевое колесо. Та-а-ак, преодолен широченный порог, и тело попало в объятия узкого сиденья. Короткая спинка едва доходит до лопаток – видимо, придется забыть о комфорте. Возвращаю руль в привычное положение. Следующее движение – подать на себя серебристый тумблер по центру приборной панели. Сработало, послышалось жужжание топливного насоса высокого давления. Зажигание, стартер, и едва аппетитно заурчал 6-цилиндровый трехлитровый двигатель, возвращаю тумблер обратно – теперь мотор сам приводит в действие механическую (!) систему распределенного впрыска топлива.

Пока идет прогрев, можно оглядеться в салоне. Приборы предельно лаконичны. Перед водителем – два крупных циферблата: спидометр и тахометр. В нижней части приборной панели кругляшки поменьше: указатели уровня топлива, температуры воды и масла, давления в системе смазки. Ближе к пассажиру небольшие часы VDO, тумблер управления стеклоочистителями и… дублирующая кнопка гудка.

Педаль газа напольная, тормоза и сцепления – подвесные. На левую ногу возложена еще одна функция – управление светом фар, для чего на полу смонтирована специальная кнопка. Рычаг коробки передач тонкий и длинный, его венчает небольшой, но удобный набалдашник. Вот удивительно, схема переключения передач хорошо знакома российскому водителю по вазовским «самарам». Задняя включается так же, без каких-либо утапливаний рычага и блокирующих колец.

Подгоняю единственную регулировку сиденья (вперед-назад), настраиваю внутрисалонное зеркало – весьма занятная процедура, ведь оно смонтировано между водителем и пассажиром поверх «торпедо». Единственное наружное регулировке не поддается – не беда, все равно видно не много. Если понадобится подать задним ходом – проще обернуться. Рабочее место водителя расположено так близко к задней части автомобиля, что с обзорностью проблем не возникает. Кажется, до заднего бампера можно дотянуться рукой.

А теперь вперед! С первых же метров – море впечатлений. А «дед»-то еще ого-го! Разгонная динамика впечатляет. Передачи включаются легко, словно на современном автомобиле. Полностью насладиться скоростными возможностями мешает извилистая дорога. Но какова управляемость! Руль большой, с тонким ободом, тем не менее, позволяет почувствовать все нюансы. Конечно, без усилителя приходится напрягать руки, но именно так, по капельке, и втягивается спортивная машина в поворот. Особенно в этих условиях. Ведь мне несказанно «повезло» – знакомство со спортивным «Мерседесом» состоялось на узких горных дорогах Германии. Добавьте сюда еще и дождь с туманом… Автомобиль так лихо штурмует мокрые виражи, что порой забываешь – ходовой части и рулевому управлению исполнилось 50 лет. Никаких реечных механизмов, шаровых опор, стоек «Мак-Ферсон» и электронных помощников. Со сложной дорогой лихо справляются рычаги, пружины, маслонаполненные амортизаторы, шкворни, рулевой механизм типа «винт-шариковая гайка». Машина прекрасно глотает неровности и почти не кренится в поворотах.

На затяжных спусках хватает и тормозов. А ведь здесь барабанные спереди и сзади. Поначалу им не доверял и подтормаживал передачами. Но потом опасения прошли – оказывается, эта конструкция при должном качестве исполнения вполне надежна на спортивном автомобиле.

Горы остались позади. За это время так поверил в «старичка», что решил разогнать его «по-взрослому». Где там красный сектор тахометра? Ага, начинается с шести тысяч. До них и будем раскручивать двигатель. Вторая – газ в пол, третья – снова в пол: вот это динамика! Оказывается, в районе 4000 об/мин мотор только просыпается. Нет никаких сомнений, что положенные 260 км/ч «максималки» и 10 секунд разгона до «сотни» автомобиль выполнить способен. Когда на спидометре за «двести», Mercedes прилипает к дороге словно современный «Гран Туризмо» – никакого подруливания или умения ловить машину не требуется. Даже громкий шум мотора и выпускной системы говорит не столько о возрасте, сколько о назначении купе. Весь набор субъективных ощущений подтверждает: Mercedes-Benz 300SL – чистокровный гоночный автомобиль, волею судьбы оказавшийся на дороге общего пользования. И это действительно так!

Успех угадал импортер.

«Спортсмен» с кузовом купе появился в 1952 году. И сразу же стал завоевывать титулы на соревнованиях. Самый громкий из них – победа на 24-часовых гонках в Ле-Мане. Дорожная версия купе родилась спустя два года. Ее «продавил» официальный импортер Mercedes в Америке. Руководство DaimlerChrysler начало выпуск гражданской модификации машины благодаря его настойчивым просьбам. С 1954 по 1957 год собрано 1400 «мерседесов 300 SL». Около 70% машин на ходу по сей день!

Настойчивый импортер не прогадал. Нынче стоимость купе, ставшего желанным раритетом, порядка 300 тыс. евро. Автомобиль до сих пор участвует и побеждает в гонках, например в итальянской Mille Miglia. Владельцами уникального купе были Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, Элвис Пресли, Кларк Гейбл, фотограф известного агентства «Магнум» Дэвид Дуглас Дункан и многие другие.

Благодаря запоминающейся внешности и, в первую очередь, поднимающимся вверх дверям автомобиль обладает огромной притягательной силой. Именно форма открытых дверей дала ему собственное имя Gullwing – «Крыло чайки». Но самое любопытное, что это не находка маркетолов прошлого, а вынужденный шаг. У Mercedes 300 SL нет несущего кузова.

Гоночный по происхождению автомобиль представляет собой легкий каркас из тонких труб (или иначе – пространственную раму), обшитый металлическими панелями. Такая конструкция обладает высокой жесткостью на скручивание, причем каркас серийного SL весит всего 82(!) кг. Форма спрятанной под обшивкой пространственной рамы такова, что установить обычные двери нельзя. И выход был найден – «крыло чайки».

Но это, как вы понимаете, далеко не единственное для того времени передовое решение. Уже упоминался двигатель с непосредственным впрыском топлива. Его особенность – механическое регулирование и шестипоршневый насос высокого давления. Добавим, что мотор также оборудован системой смазки с сухим картером, а распределительный вал расположен в головке блока цилиндров.

Кресло пилота установлено вблизи центра масс автомобиля, который находится точно посередине кузова. Такая компоновка оптимальна с точки зрения управляемости. Mercedes-Benz 300SL поступал в продажу с разными вариантами трансмиссии. Покупатель мог сам расставить приоритеты: важна ли ему максимальная скорость или динамичный разгон. Исходя из его пожеланий, автомобиль комплектовали одной из пяти главных пар.

«Мерседес» получился настолько удачным и надежным, что стал долгожителем. Вспомним, например, 300 SL, принадлежавший уже упомянутому фотографу Дэвиду Дункану. Как того требовала профессия владельца, за 40 лет эксплуатации автомобиль прошел по дорогам мира почти полмиллиона километров, причем сохранился в неизменном виде и продолжает путешествовать по свету с новым хозяином.

Когда время бессильно.

Странная штука судьба. Как правило, век гоночного автомобиля короток, и лишь найденные при его конструировании технические решения иногда передаются потомкам. Но нет правил без исключений. Одно их них – перед нами. Mercedes-Benz 300SL действительно живая история. Что касается техники, то пространственная рама, впрыск, система смазки с сухим картером – атрибуты многих современных гоночных автомобилей. Но самое главное – ветеран не выглядит старцем. Его облик по-прежнему необычайно притягателен. Мне довелось увидеть неподдельный интерес окружающих к легендарному купе и, признаюсь, я не смог отказать провинциальному немецкому мальчишке, который попросил его прокатить. Автомобиль вне времени… Думаю, в любой стране мира и взрослые, и дети будут с восхищением разглядывать поднятое "крыло чайки"

 


© 2007 Все о Mercedes. All Right Reserved
Hosted by uCoz